Подготовка к олимпиадам по химии
Добрый день! Меня зовут Глеб Валентинович. Я - профессиональный репетитор по химии с 20-летним опытом работы. В далеком 1989 году, обучаясь в 8 классе, я впервые принял участие в районной олимпиаде по химии. Стал призером. А дальше ... У меня иногда возникает впечатление, что в течение последних трех лет учебы в школе я только и делал, что участвовал в различных олимпиадах (не только по химии). Не успевала закончиться подготовка к одной, как уже начиналась другая. Бывали дни, когда мне приходилось выбирать, в какой из них принять участие. Среди моих школьных достижений - победа в Международной Менделеевской олимпиаде по химии, специальный диплом Всесоюзного Химического общества, победы в других олимпиадах по химии, биохимии, биологии, экологии, математике ... Все это было страшно увлекательно, и в конечном итоге определило мою судьбу.
В 1992 году я поступил в МГУ (был принят без вступительных испытаний!), в 1997 с отличием закончил этот ВУЗ (кстати, обучаясь в МГУ, я успел победить еще в трех студенческих олимпиадах) и с 1999 года занялся преподавательской деятельностью. Естественно, интерес к олимпиадам с годами не пропал, а лишь усилился. Только теперь я уже не сам участвую в этих интеллектуальных соревнованиях, а готовлю к ним других. Любознательные, увлеченные химией школьники могут всегда рассчитывать на мою помощь при подготовке к олимпиадам самого высокого уровня.
- специальные курсы по подготовке к олимпиадам по химии разного уровня (включая олимпиаду «Ломоносов», Международную Менделеевскую олимпиаду и Заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии);
- подробный разбор задач олимпиад прошлых лет (мой банк заданий включает более 2500 задач);
- регулярные уроки и разовые консультации;
- возможность заниматься как в небольших группах, так и индивидуально;
- экспресс-курсы по подготовке к химическим олимпиадам («мозговой штурм» - несколько недель интенсивных занятий);
- выезд на дом в любой район Москвы и в Подмосковье;
- дистанционные занятия по химии (с использованием Skype).
Зачем участвовать в олимпиадах по химии?
- Это безумно интересно. На серьезных олимпиадах предлагаются нестандартные задачи, которые вы вряд ли встретите на ЕГЭ, ГИА или школьных контрольных.
- Вы можете оценить свой реальный уровень знаний. Если вы серьезно увлечены химией, естественно, ваши школьные оценки «выше среднего». Но вам, вероятно, недостаточно школьной «пятерки». Хочется проверить свои силы в серьезных испытаниях, сравнить себя с достойными соперниками!
- Победа в олимпиаде высокого уровня гарантирует поступление в ведущие ВУЗы России (включая МГУ) без экзаменов или с существенными льготами. Подробнее об этом - чуть ниже.
- Даже если вы не станете призером олимпиады, приобретенный опыт будет для вас бесценным! Вы будете увереннее чувствовать себя на ЕГЭ по химии, вам легче будет сдавать «внутренний» экзамен (ДВИ), например, в МГУ.
Какие бывают олимпиады по химии?
В настоящее время проводится достаточно большое число олимпиад по химии. Перечислю только некоторые из них:
- Всероссийская олимпиада школьников по химии;
- Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии;
- Московская олимпиада школьников по химии;
- Олимпиада школьников «Ломоносов»;
- Олимпиада «Нанотехнологии - прорыв в будущее!»
- Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников по биологии и химии;
- Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири»;
- Санкт-Петербургская олимпиада школьников;
- Турнир имени М. В. Ломоносова;
- Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета;
- Межрегиональная химическая олимпиада школьников имени академика Саркисова.
Кроме того, многие ВУЗы проводят собственные олимпиады и конкурсы.
Нужно учитывать, что уровень олимпиад отличается очень сильно. В некоторых из них может принять участие любой девятиклассник, знакомый с химией на уровне стандартной школьной программы. Другие, например Международная Менделеевская олимпиада, требуют многолетней подготовки; даже участие в подобной олимпиаде уже свидетельствует о замечательных способностях школьника, а уж победа ...
Какие льготы получают участники олимпиад?
Чем сложнее олимпиада, тем больше льгот получают ее победители и призеры. Следует, однако, помнить, что перечень льгот каждый ВУЗ определяет самостоятельно. Подробнее об этом - в приведенной ниже таблице.
Таблица 1. Льготы победителям и призерам олимпиад по химии.
ВУЗ, факультет | Уровень олимпиады | Победитель, призер | Вид льготы |
МГУ, Химический факультет | I | Победитель | Зачисление без вступительных испытаний |
МГУ, Химический факультет | I | Призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
МГУ, Химический факультет | II | Победитель | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
МГУ, Биологический факультет | I | Победитель, призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
МГУ, Факультет фундаментальной медицины | I | Победитель, призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
МГУ, Факультет биоинженерии и биоинформатики | I | Победитель, призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
МГУ, Факультет фундаментальной физико-химической инженерии | I | Победитель, призер | 100 баллов за ДВИ (внутренний экзамен) по химии |
МГУ, Факультет фундаментальной физико-химической инженерии | II | Победитель, призер | 100 баллов за ДВИ (внутренний экзамен) по химии |
РХТУ имени Д.И. Менделеева | I, II, III | Победитель, призер | Зачисление без вступительных испытаний |
Первый МГМУ имени Сеченова | Всероссийская олимпиада | Победитель, призер | Зачисление без вступительных испытаний |
Первый МГМУ имени Сеченова | I, II, III | Победитель, призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова | Всероссийская олимпиада | Победитель | Зачисление без вступительных испытаний |
МГМСУ | Всероссийская олимпиада | Победитель, призер | Зачисление без вступительных испытаний |
МГМСУ | I, II, III | Победитель, призер | 100 баллов за ЕГЭ по химии |
Как видите, есть весьма требовательные учебные заведения. Например, поступающему на Факультет фундаментальной медицины в МГУ придется сдавать ЕГЭ и проходить ДВИ ("внутренний" экзамен), даже если он является победителем олимпиады первого уровня. То же самое касается абитуриентов Факультета биоинженерии и биоинформатики. Все это легко объяснимо: конкурс на эти факультеты невероятно высок, а количество мест весьма невелико.
Не забывайте, что правила приема в ВУЗы постоянно изменяются. Данные таблицы могут быть не совсем корректны.
Как готовиться к олимпиадам по химии?
Читайте серьезную литературу! Школьные учебники химии и сборники тестов ЕГЭ - это, простите, смешно! Чем выше уровень олимпиады, к которой вы готовитесь, тем шире должна быть ваша эрудиция.
Для начала могу посоветовать следующее:
- Рэмсден. "Начала современной химии";
- Фримантл М. "Химия в действии";
- Потапов В. М., Татаринчик С. Н. "Органическая химия" (и соответствующий задачник).
Естественно, осваивать эту литературу можно только после "переваривания" стандартного школьного курса химии. Предложенный набор книг - это, условно говоря, уровень Регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии.
Если вы готовитесь к большим свершениям (Менделеевская олимпиада, Заключительный этап Всероссийской олимпиады), необходимо работать с серьезными учебниками по неорганической, органической, физической химии. Вот несколько книг из джентльменского набора "юного химического гения":
- Коттон. Уилкинсон "Основы неорганической химии";
- Ахметов Н. С. "Общая и неорганическая химия";
- Реми. "Учебник по неорганической химии";
- Нейланд О. Я. "Органическая химия";
- Сайкс П. "Механизмы реакций в органической химии";
- Терней А. "Современная органическая химия";
- Марч. Д. "Органическая химия. Реакции, механизмы и структура".
Решайте задачи олимпиад прошлых лет. Начните с элементарных заданий для 8 класса, постепенно наращивайте сложность. Это, правда, легко советовать, но сложно исполнить. Школьнику не так то просто самостоятельно, без помощи квалифицированного преподавателя правильно подобрать комплект задач. Если сразу выбрать слишком сложные, есть вероятность не решить ни одну из них и быстро потерять интерес к олимпиадам. Если взять слишком легкие задания, не будет никакого движения вперед.
Именно здесь важен профессиональный репетитор, который сможет грамотно выстроить подготовку к олимпиаде: позаботится о разумной сложности заданий, проследит, чтобы школьник разобрал все необходимые темы, ободрит и поддержит в тяжелый момент, вселит уверенность в себе.
Чем отличается подготовка к олимпиадам от подготовки к ЕГЭ по химии?
Подготовка к ЕГЭ - это подготовка к стандартному экзамену. Отлично известна тематика зданий, их количество, критерии оценки. На ЕГЭ по химии практически не бывает сюрпризов. Олимпиады - другое дело: чем выше уровень, тем более "непредсказуемыми" являются задания. Готовясь к ЕГЭ, вы имеете стандартный набор тем, которые следует разобрать, стандартный набор задач, которые необходимо научиться решать. Готовясь к олимпиаде, вы никогда не знаете, какие сюрпризы ожидают вас. Цель составителей олимпиадных заданий - проверить нестандартность, нешаблонность вашего мышления, общий уровень химической эрудиции, "химическую интуицию". Все это вовсе не означает, что к олимпиаде нельзя подготовиться; просто объем информации, который вам предстоит усвоить на порядок выше того, что требуется для подготовки к ЕГЭ.
Отличная подготовка к ЕГЭ, предполагает лишь 100%-ное понимание материала школьного учебника по химии. Хорошая подготовка к олимпиаде (даже среднего уровня) потребует от вас использования серьезной дополнительной литературы (см. выше). Рассчитывая на победу в Менделеевской олимпиаде, вы должны иметь знания по химии на уровне студента 2-3 курсов Химического факультета МГУ.
Подготовку к ЕГЭ по химии на уровне 90+ "с нуля" можно провести за 9 - 12 месяцев (при условии, конечно, что школьник готов серьезно работать). Подготовка к олимпиаде I уровня может занять несколько лет. Желательно начинать этот процесс как можно раньше.
Чем может помочь репетитор при подготовке к олимпиадам?
- Грамотно выстроит программу подготовки с учетом текущих знаний школьника и оставшегося до олимпиады времени.
- Подберет необходимую литературу, соответствующую уровню ученика.
- Предложит подборку задач олимпиад прошлых лет таким образом, чтобы были охвачены все необходимые темы и процесс подготовки шел от простого к сложному. Еще раз напоминаю, что хаотичное решение олимпиадных задач (а точнее, их НЕрешение) может принести лишь вред.
- Протестирует ученика, выявит слабые места и будет развивать именно те навыки, которые пока развиты в недостаточной степени.
- Психологически подготовит своего подопечного к олимпиаде (очевидно, что любая олимпиада и любой экзамен - сильный стресс).
Несколько несложных олимпиадных задач
Хотите проверить свои силы? Предлагаю вам решить несколько задач олимпиадного уровня. Называя эти задачи «несложными», я, конечно, подразумеваю, что решать их будут достаточно «продвинутые» юные химики. Если вы только начинаете подготовку к олимпиадам или просто хотите сдать ЕГЭ по химии с результатом 60-70 баллов, эти задания могут показаться вам весьма сложными. В любом случае, не стоит огорчаться, если задачи не удастся решить. Не думайте, что олимпиадные задания требуют каких-то навыков или способностей, недоступных «обычным» школьникам. Работайте, тренируйтесь - через несколько месяцев даже очень сложные задания покажутся вам элементарными!
Задача 1. Имеется смесь хлоридов натрия и калия, весы и раствор нитрата серебра. Предложите способ определения массовой доли KCl в смеси.
Задача 2. Темно-синяя жидкость А при комнатной температуре превращается в смесь двух газообразных веществ - бесцветного газа В и бурого газа С. Пропускание эквимолярной смеси этих газов через раствор гидроксида натрия приводит преимущественно к образованию соли D. Если же пропускать через раствор NaOH газ C в смеси с кислородом, образуется соль Е, разлагающаяся при нагревании с образованием D. Взаимодействие анилина с солянокислым раствором D приводит к образованию крайне неустойчивого органического соединения F, которое способно реагировать со многими ароматическими соединениями.
О каких соединениях идет речь в условии задачи? Напишите уравнения всех перечисленных реакций. Где используются продукты взаимодействия F с ароматическими соединениями? Приведите пример хотя бы одного известного вам соединения данного типа.
Задача 3. Предложите способ получения этилбензоата из неорганических реагентов.
Задача 4. Чтобы подчеркнуть соотношения «размеров» атома и атомного ядра, можно привести следующее сравнение: при увеличении ядра до размеров сливы атом увеличился бы до размеров главного здания МГУ. Пользуясь этим сравнением, попробуйте оценить массу следующего «странного объекта» - литровой колбы, плотно «набитой» нейтронами. Не забывайте, что это всего лишь задача-оценка; никто не требует от вас точного ответа. Нужно всего лишь оценить порядок величины. Как вы думаете, может ли в природе существовать подобный «странный объект»? Почему слово «размеры» в условии задачи взято в кавычки?
Задача 5. В вашем распоряжении имеются вода, воздух, поваренная соль и любое лабораторное оборудование. Используя только перечисленные компоненты и продукты их взаимодействия, получите как можно больше новых химических соединений. Хороший результат: получить более 25 веществ. Отличный результат: более 40 соединений.